Закрыв границы для иностранных туристов, мы открыли их для своих по принципу: «С деньгами – на выезд!»

Пандемия отбросила развитие отечественного туризма на пять лет назад и в самый раз говорить уже не о развитии отрасли, а об ее восстановлении. «Ведомости Казахстана» публикуют продолжение беседы с президентом Евразийской Ассоциации туризма Рысты Карабаевой. Первая часть здесь.

У ДВУХ ВЕДОМСТВ ПРОГРАММА БЕЗ «АКТУАЛКИ»

— Рысты Калиевна, вы часто критикуете действия казахстанских госорганов, отвечающих за развитие туризма. Но не так давно были приняты изменения в законодательство о туризме. Насколько они актуальны?

— Изменения и дополнения были предложены в поддержку реализации госпрограммы развития туризма, которая принята в 2019 году. Тогда этот закон и нужно было принять. Но не успели. А потом уже пандемия внесла свои коррективы.

Если говорить о конкретных изменениях, то изначально власти хотели отменить лицензирование туристической деятельности и приглашение на получение визы, но мы отстояли. Также предполагалось, что иностранные туристы будут платить в Казахстане налог, который пойдет на маркетинг и развитие туризма – bed tax. Но в итоговом варианте закреплено, что эти деньги уходят в местный бюджет. А будут ли на них акиматы развивать туризм или пустят на какие-нибудь иные нужды – неизвестно.

Спикер Мажилиса Нурлан Нигматулин в итоге этот закон назвал «пустым» и предложил хотя бы внедрить меры поддержки туристического бизнеса – и их, слава Богу, внедрили.

Но пока принимали закон «О туристской деятельности», устарела госпрограмма…

В Казахстане в туристической отрасли двоевластие. Есть Министерство культуры и спорта, в котором существует отвечающий за развитие туризма Комитет, и существует нацкомпания «Kazakh Tourism». Изначально предполагалось, что Комитет туризма создает систему, регулирует отрасль в целом, а «Kazakh Tourism» занимается брендингом, продвижением и маркетингом.

Но по факту получилось так, что для полноценной работы у «Kazakh Tourism» не хватает полномочий, она ведь подотчетна Минкультуры и спорта, а в самом министерстве курирующие туризм вице-министры и председатели комитета часто меняются, не успевая вникнуть в суть проблемы.

При этом каждый новый руководитель старается показать свою эффективность – открывает Визит-центр, запускает туристическую полицию или еще что-то заметное внедряет. А вот желающих заниматься созданием системы, законодательной основы, правил игры и изучением стратегических стран, планомерным и скрупулезным исследованием потребностей и предпочтений туристов – мало. Потому что это сложно, долго и не особо заметно.

Что же касается госпрограммы развития туристической отрасли, то она устарела еще до того, как ее одобрили. Сейчас нет острой нужды и денег проводить фестивали, конкурсы и дорогие рекламные мероприятия. Сейчас нужно все силы бросить на то, чтобы, во-первых, привить казахстанцам культуру внутреннего туризма и стимулировать его развитие, во-вторых, сделать так, чтобы развивался въездной туризм.

С ДЕНЬГАМИ – НА ВЫЕЗД

— А мы разве уже открыли границы для туристов? О каком въездном туризме идет речь?

— Вот именно что нет! Наша страна как закрыла границы для туристов в апреле прошлого года, так и не торопится их открывать. Сейчас мы пишем письма во все инстанции – просим хотя бы открыть наземные границы для туристов из России и других сопредельных стран – это же не только наш доход, но и развитие отрасли в целом!

По данным статистики, в 2019 году в туристской отрасли работало 7,4 тысяч работников туристских фирм и 30 тысяч работников мест размещения. Их деятельность, а также работа транспортных компаний, ресторанов и гидов напрямую зависит от потока иностранных туристов и гостей страны.

Изначально мы просили хотя бы просто обозначить сроки – когда будут открыты границы. Ведь в туристской сфере планирование и продажа туров происходят за несколько месяцев до даты поездки. Поэтому неопределенность даты открытия государственных границ означает отсутствие продаж туров в Казахстан. И, можно сказать, этот туристический сезон мы потеряли, потому что на наши обращения так внятного ответа и нет.

И я совершенно не понимаю позицию наших властей: соседние страны – Узбекистан и Кыргызстан границы для туристов открыли. Да, есть ограничения, но они абсолютно вменяемые – кто нам-то мешает запускать туристов с отрицательным ПЦР или паспортом вакцинации?

Но еще более странно не это, а то, что выезд из страны разрешен. То есть, нашим гражданам фактически говорят: вывозите деньги из страны!

— А насколько вообще Казахстан популярен у зарубежных туристов?

—  Ну сами судите: до пандемии коронавирусной инфекции туроператор «Казкурорт» на чартерных автобусах из приграничных городов России за сезон привозил до 15 тысяч российских туристов на курорт Боровое со средним количеством ночевок – 7-10 ночей. И интерес к Казахстану у российских туристов в то время только появлялся.

Я в марте летала на выставку в Москву. Перед вылетом писала письма во все инстанции – просила даже не открыть границы, но хотя бы обозначить сроки, когда это будет сделано. Ведь, согласитесь, довольно странно зазывать туристов к себе в страну, с оговоркой: «Мы вас ждем, но границы пока закрыты». Из Минкультуры и спорта я получила отписку с предложением обратиться с этим запросом в МВК по недопущению возникновения и распространения коронавируса на территории РК.

А интерес у россиян к нашей республике сейчас огромный – они знают наших музыкантов, Юрий Дудь сделал большую передачу из Казахстана, показал природу нашей страны. Нужно на этом интересе и «ловить» туристов, но вы же видите что происходит…

Нам говорят: «наземные границы не дают открыть санитарные врачи», но что мешает запускать людей в страну при наличии ПЦР-теста? Тем более что они же ни с кем не пересекаются – приезжают на автобусе группой, живут – в отелях.

Приехали бы они к нам на майские праздники, посетили бы Байтерек, наши музеи. Кто еще у нас в праздники туда ходит, давайте уж честно! Зато турфирмы бы заработали, гиды заработали, отели заработали… Но это, почему-то, никому наверху не интересно. У нас в принципе поддержка туристической отрасли декларируется, но по факту ничего не происходит.

В той же России – они закрыли Турцию и со всех утюгов: «зачем нам нужна эта Турция! Вывозим деньги – завозим вирус!» это и есть внятная политика государства в области туризма.

И тренд на поддержку внутреннего туризма – он общемировой. Китай на том, что запретил своим гражданам ездить на отдых за рубеж, заработал много денег.

А мы – открыли границу на выезд, но не спешим открывать на въезд. Это нонсенс!

КАК ДУДЬ СРАБОТАЛ ЗА «KAZAKH TOURISM»

— Кстати, о Дуде. Есть мнение, что ему предложили снять передачу об «Ирине Кайратовне» менеджеры «Kazakh Tourism». Насколько это, по вашему мнению, правда?

— Во-первых, я знаю, насколько «Kazakh Tourism» сократили бюджет в этом году – им просто не на что Дудя звать. Кроме того, за такой контент как у «Ирины Кайратовны» Kazakh Tourism бы распустили…

— Возвращаясь к началу нашего разговора – насколько сейчас развитию туризма в Казахстане помогает профильная нацкомпания?

— Еще год назад бизнес критиковал «Kazakh Tourism» за отсутствие коммуникаций. Но после смены руководства взаимодействие улучшилось, работать стало проще. Они проводят по мере возможностей мероприятия, разрабатывают единый сайт туристических мест, электронную базу гидов и так далее.

В целом цифровизация отрасли – это то, чем они сейчас занимаются. К примеру, они создали сервис i-konak: работник отеля через это приложение может зарегистрировать иностранного гостя, не покидая рабочего места.

Скоро я поеду в Туркестан, там будет большой форум по Великому Шелковому пути. Мы сейчас вместе с «Kazakh Tourism» работаем над тем, чтобы сделать электронный каталог достопримечательностей Шелкового пути. Потому что во всех странах, по которым он проходил, подобное есть, причем эта история тщательно сохраняется и пропагандируется. А в Казахстане практически ничего не делается. Скоро у туристов закрепится мнение, что караваны шли по Китаю, а потом каким-то образом перешагнули территорию Казахстана и снова долго шли по Узбекистану.

ИНЫХ УЖ НЕТ…

— Когда речь идет о внутреннем экскурсионном туризме, то ключевой фактор успеха – хороший гид, а с этим у нас, согласитесь, тоже проблемы…

— На всю страну действительно очень мало хороших экскурсоводов. Ведь кто такой гид? Это человек, который владеет несколькими языками, хорошо образованный… Раньше их целенаправленно готовили к выставке «ЭКСПО-2017». Но такой человек долго без работы сидеть не будет, нет заказов на экскурсии – он с легкостью может устроиться куда-то еще. Так и вышло.

Недавно нужны были гиды – никого из опытных нет! Все разбежались кто куда. Кто-то ушел в бизнес, кто-то в нацкомпании трудится, кто-то на госслужбе… Вернутся ли они в профессию экскурсовода – большой вопрос.

Только недавно я гуляла по Парку имени 28 гвардейцев-панфиловцев с Майрой Жумагалиевной (Майра Рахимбекова – один из самых известных гидов-экскурсоводов Казахстана – прим. авт.): просто шли и беседовали – я заслушалась ее историями об Алматы и людях, которые ее строили!

Чтобы подготовить следующее поколение гидов понадобятся годы.

— О том, что туристическая отрасль за прошлый год совершила серьезный откат назад, говорят во многих странах. Насколько серьезны потери Казахстана?

— Сейчас в принципе сложно говорить о развитии туристической отрасли. Вспомните, накануне «ЭКСПО — 2017» мы много спорили с госорганами и долго добивались внедрения безвизового режима с 73 странами мира. Добились с огромным трудом. При этом же была упрощена и процедура выдачи виз – ее передали на визовый портал.

А в прошлом году началась пандемия, въезд в Казахстан запретили, визовый портал не работает. И совершенно непонятно, когда все вернется к прежнему режиму. Да и вернется ли вообще? Тогда ведь речь шла о международной выставке. Она, собственно, и стала решающим фактором для принятия положительного решения.

Сейчас же, на мой взгляд, нам нужно ориентироваться прежде всего на туристов из близлежащих стран и разрабатывать действенную политику их привлечения.

Вот, к примеру, говорят о том, что нам нужны российские туристы. Да, действительно нужны! Но надо же понимать, что нужны нам в первую очередь жители приграничных областей – вряд ли кто-то из Москвы полетит отдыхать в Боровом! Но даже если и так – министр Турции сейчас еженедельно летает в Россию, пытается договориться об открытии границ, доказывает, что для туристов созданы все условия. А наши чиновники даже элементарного сделать не хотят – границы открыть!

Да и вообще – если нам нужны туристы приграничных областей, когда кто-то из наших ездил, к примеру в Омск, чтобы познакомиться с их администрацией и рассказать о красотах, к примеру, Борового, Имантау или Баянаула? Да никто! Российские туристы сами разведали Боровое и сами туда ездят.

А нужно чтобы наши госорганы работали в этом направлении. И это совсем не про фестивали и госпрограммы.

— Спасибо за содержательное интервью

Беседовала Динара АЛИБЕКОВА, специально для «Ведомостей Казахстана»